Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

  • Культура—это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей. Она неразрывно связана с деятельностью и потребностями. Деятельность человека может быть материально, социально и духовно преобразующей. Развитие человека определяется как наследственностью, так и социальными условиями и потребностями самой личности и общества.

    Потребность – это нужда в чем-то, жизненная или бытовая необходимость, важнейшие источники и условия развития личности и общества, побудительные причины социальной деятельности людей. Обычно выделяют два класса потребностей – естественные и социальные. К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, размножении, защите потомства. Социальные потребности можно разделить на потребности личности и общества. К числу наиболее важных потребностей общества относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации из всесторонне и гармонически развитых людей и в создании объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований (В.М.Выдрин, 1999). Среди потребностей личности следует особо отметить потребности в безопасности, защите, любви, самоуважении, совершенствовании.

    В процессе развития культуры ее важнейшими составляющими стали и такие виды деятельности, которые специально направлены на совершенствование человеком самого себя, на преобразование своей собственной природы. Именно к таким компонентам культуры относится физическая культура.

    Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, удовлетворяющая социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через активную, социально полезную деятельность. Основу ее специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития. Физическая культура является одним из эффективных средств всестороннего гармонического развития личности, действенным социальным фактором продвижения человека на пути физического совершенствования.

    Ее компонентами являются физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация. Каждая из них удовлетворяет определенные потребности общества и личности.

    Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения для формирования умений дифференцированно управлять движениями.

    В процессе физического воспитания осуществляется общее воспитание личности, поскольку оно формирует интересы, мотивы, нормы и правила поведения людей, их ценностные ориентации и т. п.

    Физическая подготовка - процесс физического воспитания, имеющий выраженную прикладную ориентацию по отношению к тем или иным видам деятельности, предстоящим в жизненной практике (трудовой, военной или иной). Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

    ОФП – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоническое физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки.

    С ОФП связано достижение физического совершенства – уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на конкретном историческом этапе. Особо необходимо подчеркнуть, что всегда в них присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в различных видах профессионального труда или конкретном виде спорта. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других – ловкости и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.

    СФП – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающих преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной профессиональной деятельности или вида спорта. В СФП используются те средства и методы физического воспитания, которые позволяют довести до необходимого уровня совершенства требующиеся в избранной деятельности двигательные умения и навыки, обеспечить развитие физических способностей, обуславливающих эффективность данной деятельности, и гарантировать тем самым приобретение и сохранение оптимальной физической подготовленности.

    Физическое развитие — это биологический процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

    Оно может идти стихийным путем (естественное физическое развитие ребенка) и целенаправленно, под влиянием специально подобранных физических упражнений, рационального питания, режима труда и отдыха. В основе управления физическим развитием лежит закон упражняемости и закон единства форм и функций организма.

    В то же время физическое развитие обусловлено законами наследственности, которые необходимо учитывать, как факторы, благоприятствующие или препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. При выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние этих законов.

    Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека как ведущего фактора, определяющего не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, составляющее общее жизненное благополучие.

    Спорт — игровая, соревновательная деятельность, основанная на использовании физических упражнений, и специальная подготовка к ней, направленная на достижение наивысших результатов. Направленность к высшим достижениям, специализация, состязательность и зрелищность являются его главными признаками, как части физической культуры. Спорт удовлетворяет потребности в соревновательной деятельности и в изучении и раскрытии резервных возможностей человека на предельных уровнях.

    Физическая рекреация - осуществление активного отдыха людей с помощью физических упражнений, получение удовольствия от этого процесса. Она удовлетворяет потребности людей в развлечениях с помощью физических упражнений, переключении с одного вида деятельности на другой, отвлечении от ее обычных видов (бытовых, профессиональных).

    Физическая реабилитация—деятельность по восстановлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций и способностей человека. Она удовлетворяет потребности в лечении и восстановлении сил человека средствами физической культуры: физическими упражнениями, массажем, баней, водными процедурами и т. п.

    Таким образом, перечисленные компоненты физической культуры, полностью удовлетворяют все потребности в физической подготовке (в широком смысле слова) человека ко всем формам его жизнедеятельности. Они включают в себя все многообразие видов, форм использования физических упражнений, естественных сил природы, режимов питания, труда и отдыха. Чтобы правильно отнести данный вид или форму к соответствующей части физической культуры, достаточно ответить на вопрос, какие потребности человека они удовлетворяют.

Вход через learn.urfu.ru