Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

  • Социология культуры. Социология студенческого досуга

    128kbps240p360p480p720pСкачать
    Авторы:
    Чегодаева Татьяна Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий управления института государственного управления и предпринимательства
    Нархова Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий управления института государственного управления и предпринимательства
  • Аннотация

    Культура – многообразное понятие, и можно сказать: «Культура – качественная характеристика человеческой деятельности»… Культура также необъятна, многогранна и значима для общества и в обществе, как ее «антипод» – природа. Но вся ее многогранность концентрируется в ее субъекте и объекте одновременно – человеке, проявляясь в его способностях, потребностях, знаниях, умениях, мировоззрении культура реализуется во всем, во всех видах его деятельности. Значение, результаты деятельности людей отличаются масштабностью и степенью влияния во времени.

    Мы с вами живем в обществе, и нас окружают другие люди, самые разнообразные предметы деятельности людей. Это разнообразие включает наш быт, сферу профессиональной деятельности людей, точнее, результаты деятельности. Поэтому существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Жизненный опыт людей дает основание предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений , включающих в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей. Этот мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Житель города и житель деревни, представители населения, скажем Армении, Грузии, России, каждая обособленная социальная группа – все живут в мире своих правил, норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтах.

    Основоположники уральской социологической школы, начиная с Л. Н. Когана (основателя научной школы) и В. Т. Шапко, разрабатывали деятельностную концепцию культуры.

    В рамках деятельностного подхода мы выясним роль и значение культуры в обществе, объективные закономерности ее развития и субъективные факторы формирования личности, взаимосвязь социальных институтов культуры, методологию анализа современной культуры.

    Поскольку культура как многоаспектное явление имеет свои проявления во всех сферах деятельности человека, то мы рассмотрим, как проявляется гражданская позиция человека, что такое культура гражданственности и гражданская культура, каковы характеристики гражданского общества. На современном этапе, этапе глобализации, которая усугубляет противоречия между растущей тенденцией к интернационализации мирового сообщества, и сохранением национально - культурной и религиозной идентичности его субъектов, надо оценить масштабы глобализации, посмотреть, как мы сохраняем эту идентичность, какова художественная культура молодежи (и в этом контексте - студенческий досуг), на чем, на каких художественных ценностях воспитывается молодежь.

    Выявление основных проблем общества, их причин, соотношения традиций и инноваций в культуре, национальной и мировой (глобальной), определение объективных и субъективных условий для стабильного развития общества и личности необходимы для определения перспектив развития и построения культурной политики.В России сейчас обсуждается проект «Основ государственной культурной политики», который рассматривает вопросы приоритета права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия, сохранения русского языка и отечественной культуры.

    И в этом контексте очень важно изучение такой дисциплины как социология и ее составной части - социологии культуры, которая позволяет анализировать процессы, происходящие в обществе, воспитывать у молодежи уважение к отечественной культуре, понимание, что культура – основа жизнедеятельности любого общества.

    ЭОР разработан преподавателями кафедры социологии и социальных технологий управления и включает в себя лекции, практические занятия, проблемные задания, информационные ресурсы, необходимую литературу для освоения курса.

    Предназначен для студентов всех форм обучения, не только для изучающих социологию культуры, но и для всех, кто интересующийся социологией и проблемами современного общества и культуры.

    г. Екатеринбург 2014 г.

Вход через learn.urfu.ru