Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

  • 128kbps240p360p480p720pСкачать
  • Реклама мыслится нами, прежде всего как часть современного бытия, как часть эпохи Нового времени, с присущим ему бурным развитием капитализма, победой третьего сословия, активизацией околокоммерческой культуры информатизации, агитации и развлечений. Такая культура вращается вокруг Товара самого разного сорта и свойств. Реклама – часть того бытия, где не только есть что продавать и из чего выбирать, но где эти действия являются весьма существенными, сущностными. Где практика и прагматика купли-продажи в достаточной мере обрастает своей философией и эстетикой, где реклама становится частью производства.

    Это рекламное самосознание начинает формироваться во второй половине Х!Х века, в период зрелого капитализма. Тогда, предметы потребления стали вновь поэтизироваться и эстетизироваться, а реклама освоив чисто практические, функциональные задачи, стала набирать инерцию эстетического саморазвития, избыточной образности, - автоматически выходя за рамки чисто деловой, коммерческой сферы.

    Реклама оказывает мощное воздействие именно как некая атмосфера и стабильный (или «экстраординарный») ингредиент общей жизненной среды – как рекламное пространство, стимулирующее жить определенным образом. Для чего необходимо проявлять социальную активность в качестве покупателя какой бы то ни было продукции. Реклама, прежде всего, демонстрирует готовность окружающего мира быть проданным и купленным, стремится засвидетельствовать любовь вещей к человеку.

    Эволюционные вехи рекламной философии – от описания качеств товара (информационная функция) – рекламирование вещи; к описанию его места в социальной жизни индивида, то есть рекламирование образа жизни элементом которого является данный товар; затем создание имиджа товара и соответственно определенного типа человека - потребителя(постепенно реклама приобретает функции «незаметного внушения»). В постиндустриальном обществе реклама создает имидж бытия (специфическую ролевую ситуацию), в котором циркулирует товар.

    На функции рекламы, не связанные с коммерческим интересом, обратил внимание Маршал Маклюэн. Во время второй мировой войны американские солдаты требовали периодику, которую им поставляли в окопы, с рекламными приложениями. То есть, реклама воспринималась ими и их соотечественниками скорее не как двигатель торговли, а как способ создания и трансляции определенного образа жизни.

    Поэтому, следует обратить особое внимание на следующий тезис – реклама это социокультурный феномен и ее восприятие как собственно рекламы во всей полноте ее бытия, возможно только через культурный и социальный контексты.

    Дополнительными факторами структурирующими такое понимание рекламы является выделение специфических форм и типов рекламной продукции. Исходя из бытующих в обществе представлений, социальных норм, мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, сложившейся картины мира можно выделить следующие типы: политическая, религиозная, торговая, досуговая, социальная. Бытование рекламного сообщения возможно также в разных формах, в зависимости от наличия, или отсутствия технических средств, художественных предпочтений или антипатий, национального своеобразия рекламных школ.

    Реклама, являясь частью массовой культуры выполняет и важнейшую психологическую и культурную роль через гармонизацию и стабилизацию повседневной жизни, т.к. коммуникативные возможности рекламы неизмеримо выше любого культурного продукта.

    Реклама окутала себя массой мифов:

    - «спрос рождает предложение», но за последние сто лет именно реклама формирует спрос на новые товары. (Рассказ O.Генри «Короли и капуста» – формирование спроса на башмаки у босоногих туземцев через завоз нескольких тонн колючек на остров). В условиях массового производства реклама формирует спрос на уже произведенный товар. Реклама – знак пресыщения, избытка товара, превышения предложения над спросом.

    -реклама двигатель торговли. Реклама не может повлиять на развитие торговли (нужно производить только то, что продается, а не стремиться с помощью рекламы продавать, во что бы то ни стало что есть).

    -реклама не ложь, а реконструкция иллюзии правильной жизни (съел и порядок, я этого достойна), которая является мечтой каждого человека, залогом стабильности. Это роднит рекламу с массовой культурой, которая создает устойчивость социума, обеспечивает социокультурный комфорт.

    Целевая аудитория специального курса

    ММИР предназначен для магистров, желающих осуществить философско-семиотический анализ рекламы и представлен в виде текстовых, аудио- и видео - фрагментов. Структура проекта предполагает обсуждение в сети значимых и провокативных текстов теории медиареальности, задающих проблемные вопросы о месте феномена рекламы в жизни современного человека.

    Интерактивность обеспечивается тем, что студентам предлагается решить кейсы и изучить проблемный презентационный материал, помогающий в освоении содержания курса, а также разместить для публичного обсуждения свои учебные, контрольные и исследовательские работы (эссе, тезисы, статьи, аннотации специальных статей).

    В совокупности все элементы проекта должны способствовать формированию и консолидации виртуального «философско-культурологического сообщества» студентов и преподавателей на основе данного ММИР, изучающих философские проблемы медиареальности и маркетинговых коммуникаций.

    г. Екатеринбург 2014 г.

Вход через learn.urfu.ru