Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

  • 128kbps240p360p480p720pСкачать
  • ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

    Перед Вами, уважаемые студенты, материалы к курсу эстетики для нефилософских факультетов Уральского федерального университета, подготовленные коллективом преподавателей кафедры этики, эстетики, теории и истории культуры философского факультета.

    Уже почти полвека наша кафедра читает курс эстетики (и этики) на практически всех факультетах бывшего Уральского госуниверситета, а теперь – Уральского федерального университета. Мы очень гордимся и дорожим этой работой, бережем традицию, в соответствии с которой не только студенты-гуманитары, но и математики, физики, химики и биологи постигают основы таких философских наук, как этика и эстетика. Нам эта практика и эта традиция кажутся очень правильными, соответствующими духу и идеалам настоящего, классического университетского образования, всецело сохраняющими свое значение, свою необходимость и в XXI веке. Почему?

    Дело, с одной стороны, в глубоком непреходящем значении философии, законными составляющими которой 2,5 тысячи лет остаются этика и эстетика. Современному человеку так же, как и его предшественникам, необходимо надежное мировоззрение, верно ориентирующее в жизни, дающее людям понимание мира и самих себя, вооружающее их адекватным сознанием подлинной сложности и богатства современности, ее практических и духовных проблем. И помогающее пережить их духовно и решить практически.

    Но, с другой стороны, не менее важно и то, на что устремлены творческие силы, огромные знания и многовековой опыт этики и эстетики. Эти философские науки занимаются теми особыми сферами культуры человечества, которые, не имея, кажется, прямого практически-утилитарного значения, с глубокой древности и самыми великими мудрецами рода человеческого считаются неотъемлемыми особенностями вида homo sapiens, важнейшими условиями подлинно человеческого существования. Эстетика «отвечает» за философское познание двух больших взаимосвязанных сфер человеческого духа, двух форм человеческого отношения к миру: эстетической и художественной.

  • С этими сферами культурное сознание и память человечества связывают представления о возможном (и вполне реальном) духовном богатстве жизни. О больших, сильных и ярких, вдохновляющих человека, очищающих его душу и раскрепощающих его сущностные силы переживаниях, устремлениях и порывах. О великих творческих взлетах человечества и об удивительной талантливости реальных людей. Об обретении глубокого понимания собственной духовно-душевной жизни каждого человека, его отношений с миром и другими людьми, об открытии желанного для каждого смысла своего существования и оправдании собственной жизни как необходимой и «ненапрасной». Из эстетической и художественной сфер люди веками питались верой, любовью и надеждой, рожденных в сокровенных переживаниях красоты и возвышенного, в дерзновенных и плодотворных творческих исканиях. Люди давным-давно осознали духовную и практическую необходимость этих сфер, что точно выразил Ф.М Достоевский: «Потребность красоты и творчества, ее воплощающего, неразлучна с человеком, и без нее человек не захотел бы жить на свете». Истинная правда!

    Именно поэтому так важно сохранять на уровне общества культуру эстетического отношения к миру и его художественного освоения. А для этого – ведь такова специфика этих областей культуры – нужно приобщать и каждого человека к этим областям, воспитывать в людях способность и потребность к эстетическому отношению и искусству, развивать их эстетический и художественный вкус. «Над вымыслом слезами обольюсь» –точно сформулировал Пушкин важнейшие черты сердечного, искреннего и эмоционального общения художественно развитого воспринимающего с условным (и не скрывающим своей условности) художественно-образным миром произведения искусства. Со способностью такого общения, такой отзывчивости люди не рождаются – этому учатся. И этому учат. Через эстетическую и художественную практику, прежде всего: тот, кто не созерцает и не переживает эстетического богатства мира, кто не читает стихов, не ходит на выставки и не «зажигается» картинами, кто не грустит, не радуется и не мечтает вместе с музыкой, никогда этому не научится.

  • Но и научные знания о сложных сферах культуры, накопивших удивительные духовно-ценностные богатства, помогают эстетическому и художественному развитию личности. Они помогают формировать интерес к этим духовным сферам, учат понимать и ценить их огромное значение, их особенности: особенности их «устройства» и работы, условий и способов их воздействия на людей и, с другой стороны, непростого приобщения самих людей к миру эстетических ценностей, идеалов и чувств, к миру художественных образов, ассоциаций и переживаний. Например, современное искусство очень не похоже на традиционное, к тому же часто несет весьма сложную информацию, требует особого воспринимательского поведения, соучастия, специальной работы с языком и даже с конкретной художественной ситуацией. Чтобы такое искусство понимать, нужно много знать и об искусстве вообще, и о законах искусства новейшего. Всему этому учит современная эстетика. К счастью, нам, преподавателям эстетики, все реже приходится «биться головой об стенку» – агитировать «за эстетику», доказывать ее необходимость. Мы с радостью видим, как все большее число университетских студентов заинтересованно учатся понимать и классическое, и модерное искусство. Как они активно соучаствуют в интенсивной художественной жизни культурной столицы Урала и как они внимательно и вдумчиво вникают в предлагаемые им эстетические знания, начало которым положили (вдумайтесь!) еще более 2500 лет назад такие великие мыслители, как Пифагор, Сократ, Платон и Аристотель. А ведь и после них глубоко размышляли о мире эстетических ценностей и мире искусства самые гениальные представители человечества. В том числе наши великие соотечественники, художники и ученые, начиная с Ломоносова и Тредиаковского, Пушкина и Белинского и кончая нашими блистательными современниками: философами-эстетиками А.Ф. Лосевым и М.С. Каганом, филологами-эстетиками С.С. Аверинцевым и Ю.М. Лотманом, поэтом И. Бродским, композитором А. Шнитке, кинорежиссерами А. Тарковским и Ю. Норштейном.

    Предлагаемые вниманию студентов университета и всех, кто хотел бы разобраться в основных проблемах эстетики, материалы заключают в себе осмысление и обобщение в доступной форме многовекового опыта эстетики, ее проблем, категорий, идей и исследовательских подходов, а также нередких в истории эстетики дискуссий. При этом, не буду скрывать, весь этот огромный информационный багаж осмыслен и обобщен, внутренне концептуально объединен на основе системы взглядов свердловско-екатеринбургской университетской (УрГУ) школы эстетики, созданной в конце 1950-х – начале 1960 годов Л.Н. Коганом и А.Ф. Еремеевым. Профессор Аркадий Федорович Еремеев (1933–2002) был создателем и бессменным руководителем кафедры эстетики Уральского госуниверситета с 1966 по 2000 год, а все, кто сегодня работает на этой кафедре и преподает эстетику в нынешнем УрФУ (как, впрочем, и в других вузах города и области), являются его учениками.

    Предлагаемые материалы включают в себя:
    • краткий курс лекций по основным проблемам эстетики;
    • хрестоматию по эстетике, содержащую отрывки из научных текстов по освещаемым в курсе эстетики проблемам и выступающую дополнением данного курса, пособием, помогающим получить представление об имеющихся в эстетике теориях и подходах, освоить основы эстетических знаний. Кроме того, хрестоматия включает и ряд фрагментов художественно-литературных сочинений, так или иначе воплощающих соответствующие темы эстетической науки;
    • коллекцию презентаций, включающих ряд художественных и логико-схематических иллюстраций, дающих представление о художественном материале данного курса, и основных логических схемах, в которые укладывается предлагаемая нами концепция эстетического и художественного;
    • задания (кейсы) по программе курса – для аудиторной и самостоятельной работы с комментариями и библиографией для решения предложенных заданий;
    • тесты для самостоятельного и/или аудиторного, совместного и/или индивидуального текущего контроля знаний во время изучения основ эстетической науки;
    • вопросы для подготовки к итоговой отчетности.

    Мы, авторы, очень надеемся, что наши материалы будут полезны в освоении непростой науки – философской эстетики. Понимая при этом, что – как и во всяком духовном освоении – путь к пониманию, к способности рассуждать, интерпретировать, оценивать многозначные эстетические и художественные явления лежит только через собственную духовно-творческую активность учащихся, через их диалог с наукой, ее текстами, субъектами и… самим собой. Мы считаем нашей основной целью – помочь этому диалогу «на почве эстетики» состояться, помочь заинтересованным студентам мыслить «в логике» нашей науки, видеть мир ее глазами.

    Мы будем рады любым откликам на наши материалы, любым конструктивным замечаниям и предложениям по их улучшению. Желаем всем нашим читателям-студентам успехов на путях освоения одной из старейших в мире наук – эстетики.

    Заведующий кафедрой этики, эстетики, теории и истории культуры, доктор философских наук,
    профессор Лев Абрамович Закс

Вход через learn.urfu.ru