• Программа активизации профессионального роста ведущего конструктора

    • Целевая аудитория: конструкторы, занимающие должность ведущего конструктора или готовящиеся к выполнению соответствующих функций
      Результаты обучения: для ведущего конструктора
      Структура:

      Описание

    • Данный курс дополнительного образования представляет собой отдельный модуль учебного комплекса, разработанного для повышения квалификации инженеров конструкторов и руководителей конструкторских подразделений на основе разностороннего исследования потребностей и опыта проектно-конструкторской деятельности в области машиностроения. Данный модуль предназначен для активизации профессионального роста конструкторов, занимающих должность ведущего конструктора или готовящихся к выполнению соответствующих функций.

      Актуальность данного модуля обусловлена не только повышением сложности решаемых ведущими конструкторами задач, связанной с высокой конкуренцией в машиностроительной отрасли, но также определенными разрывами преемственности в работе ведущих конструкторов, вызванной последствиями экономического кризиса для машиностроения, когда разработки новой продукции практически отсутствовали или были минимальными. В течение практически 15-ти лет конструкторская деятельность была мало востребованной, что привело к снижению квалификации конструкторов и определенному разрыву поколений в передаче традиций и опыта профессиональной деятельности, что особенно отразилось на ведущих конструкторах. Кроме того, за данный период кардинально изменились инструменты проектно-конструкторской деятельности, что создало дополнительный барьер в передаче опыта и профессионализма от старшего к новому поколению. Актуальность курса усиливается дефицитом образовательных программ для инженеров уровня ведущего конструктора, которые отвечают за концептуальные и технические решения целых проектов, которые должны за счет новизны и качества повышать конкурентоспособность предприятия, и обеспечивают их доведение до производства.

      Учебный курс построен на основе компетентностного подхода и соответствующей методологии организации учебной работы. Его содержание составляют компетенции, которые по результатам исследования были определены как компетенции, требующие развития (ТР-компетенции) у большинства специалистов, занимающих должности ведущего конструктора. По своему составу они относятся к пяти разновидностям компетенций: общетехническим, специальным техническим, междисциплинарным, организационным и нормативно-правовым. Наибольший объем программы занимают междисциплинарные компетенции, но достаточно внимания уделяется техническим и нормативно-правовым компетенциям. Наименьшую часть программы составляют организационные компетенции. Модулем ведущего конструктора в данном учебном комплексе, например, предусмотрено формирование таких компетенций как: «преобразование новой информации в содержание проектной задачи», «встраивание объекта проектирования в эксплуатационную среду», «взаимодействие с соисполнителями в разработке технических решений и проектной документации», «ведение делопроизводства и договорных отношений» (всего программа включает двенадцать компетенций).

      Содержание данного (второго) модуля разработано, исходя из предположения, что повышающий квалификацию ведущий конструктор владеет всеми ТР-компетенциями инженера-конструктора. Вместе с тем не исключено, что некоторые обучаемые в данном модуле могут иметь потребность развития компетенций, относящихся к уровню инженера-конструктора. Поэтому в модуле ведущего конструктора заложен гибкий механизм индивидуализации обучения, в соответствии с которым обучаемые могут самостоятельно составлять часть своей образовательной программы из ТР-компетенций модуля инженера-конструктора. Это означает, что содержание обучения ведущих конструкторов будет иметь различную траекторию с разным составом компетенций и объемом учебно-тренировочной работы (от 72 до 144 часов) в зависимости от уровня потребностей в профессиональном росте и интересов обучаемых.

      Методическое обеспечение курса включает разнообразный спектр методик и инструментов обучения. Аудиторная работа занимает 45-50% учебной программы и самостоятельная 50-55%. При этом 90% из них являются продуктивными. Около 65% аудиторных занятий проводятся с помощью интерактивных технологий и 20-25% в виде выполнения индивидуальных заданий, выполняемых в графических программных комплексах типа «Компас», а также 3D проектирование и расчеты в программных комплексах «Solid work» и «РRО-engineer». Самостоятельная домашняя работа организуется в виде циклов учебных заданий, ориентированных на развитие конкретных компетенций. Используемые методики позволяют проводить обучение с привязкой к задачам предприятия, на которых работают слушатели. На завершающих этапах подготовки предусматривается привлечение руководства предприятий для оценки результатов повышения квалификации их сотрудников и получение от них рекомендаций по дальнейшему совершенствованию образовательной программы.

      В содержании теоретических занятий отражен опыт решения конструкторских задач при разработке новой продукции и технологий в крупных отечественных и зарубежных машиностроительных предприятиях. Курс в полной мере обеспечен контрольно-оценочными заданиями, позволяющими не только оценивать результаты обучения каждого слушателя, но и корректировать индивидуальную траекторию повышения квалификации.

      Образовательную программу составил доцент, к.э.н. А.П. Исаев

Вход через learn.urfu.ru