• Программа повышения профессионализма руководителя технического проекта

    • Целевая аудитория: работники конструкторских подразделений и проектных организаций, выполняющих функции управления процессами разработки и реализации отдельных проектов, а также специалисты, готовящиеся к такой деятельности.

      Результаты обучения: для руководителя технического проекта
      Структура:

      Описание

    • Данный курс дополнительного образования представляет собой отдельный модуль учебного комплекса, разработанного для повышения квалификации инженеров конструкторов и руководителей конструкторских подразделений на основе разностороннего исследования потребностей и опыта проектно-конструкторской деятельности в области машиностроения.

      Данный модуль предназначен для активного развития профессионализма работников конструкторских подразделений и проектных организаций, выполняющих функции управления процессами разработки и реализации отдельных проектов или занимающих должность их штатных руководителей, а также специалистов, готовящихся к такой деятельности.

      Актуальность данного модуля обусловлена прежде всего значительным повышением роли руководителей проектов в конструкторской деятельности. По существу руководители технических проектов являются ключевыми фигурами инновационного развития промышленных предприятий. От успешности их деятельности в огромной степени зависят результаты технологической модернизации, проводимой в отечественной промышленности. Их работа характеризуется разнообразием задач и функций, выполнение которых базируется на высоком уровне технико-технологической подготовки, междисциплинарном видении новых задач, отличающихся сложностью и многовариантностью решения, а также на управленческой грамотности и лидерских способностях.

      Содержание деятельности современного руководителя технического проекта в машиностроении существенно отличается от того, чем занимались руководители разрабатываемых проектов пятнадцать или двадцать лет назад, что обусловлено остротой конкуренции в отрасли, высокой динамикой новых знаний и технологий, а также кардинальным расширением рынка комплектующих в международном масштабе, знание которого позволяет влиять на стоимость проектов и конкурентоспособность проектируемой продукции. Поэтому в известном смысле можно считать, что появился новый вид организационно-управленческой деятельности, который пока слабо обеспечен целевыми образовательными программами.

      Данная программа повышения профессионализма руководителей технических проектов является одной из первых, направленной на устранение данного дефицита образовательных услуг. В ней в комплексе отражены организационно-технические задачи и проблемы, решаемые в практической работе конструкторских подразделений при создании новых продуктов и технологий.

      Учебный модуль руководителя технического проекта разработан на основе компетентностного подхода и соответствующей методологии организации учебной работы. Его содержание составляют компетенции, которые по результатам исследования были определены как компетенции, требующие развития (ТР-компетенции) у большинства работников, выполняющие менеджерские функции в конструкторских организациях и подразделениях. По своему составу они относятся к трем разновидностям компетенций: управленческим, междисциплинарным и нормативно-правовым. Наибольший объем программы занимают управленческие и междисциплинарные компетенции, при этом достаточно внимания уделяется и нормативно-правовым вопросам проектной деятельности. Например, в данном модуле предусмотрено формирование таких компетенций как: «планирование разработки проекта», «организация командной работы», «владение полным циклом создания и внедрения проектной документации в производство», «обеспечение экономической эффективности проекта» (всего программа включает восемь компетенций).

      Содержание данного (третьего) модуля разработано, исходя из предположения, что повышающий квалификацию руководитель технического проекта владеет всеми ТР-компетенциями ведущего конструктора. Вместе с тем не исключено, что некоторые обучаемые в данном модуле могут иметь потребность развития компетенций, относящихся к уровню ведущего конструктора. Поэтому в модуле руководителя технического проекта заложен гибкий механизм индивидуализации обучения, в соответствии с которым обучаемые могут составлять часть своей образовательной программы из ТР-компетенций модуля ведущего конструктора. Это означает, что процесс обучения руководителей технических проектов будет иметь различную траекторию с разным составом формируемых компетенций и объемом учебно-тренировочной работы (от 72 до 144 часов) в зависимости от конкретных потребностей в профессиональном росте и интересов обучаемых.

      Методическое обеспечение курса включает разнообразный спектр методик и инструментов обучения. Аудиторная работа занимает 55-60% учебной программы и самостоятельная 40-45%. При этом 90% из них являются продуктивными. Около 70% аудиторных занятий проводятся с помощью интерактивных технологий и 15-20% в виде выполнения индивидуальных заданий, выполняемых в графических программных комплексах типа «Компас», а также 3D проектирование и расчеты в программных комплексах «Solid work» и «РRО-engineer». Самостоятельная домашняя работа организуется в виде циклов учебных заданий, ориентированных на развитие конкретных компетенций. Используемые методики позволяют проводить обучение с привязкой к актуальным задачам предприятия, на которых работают слушатели. На завершающих этапах подготовки предусматривается привлечение руководства предприятий для оценки результатов повышения квалификации их сотрудников и получение от них рекомендаций по дальнейшему совершенствованию образовательной программы.

      В содержании теоретических занятий отражен опыт решения конструкторских задач при разработке новой продукции и технологий в крупных отечественных и зарубежных машиностроительных предприятиях. Курс в полной мере обеспечен контрольно-оценочными заданиями, позволяющими не только оценивать результаты обучения каждого слушателя, но и корректировать индивидуальную траекторию повышения квалификации.

      Образовательную программу составил доцент, к.э.н. А.П. Исаев

Вход через learn.urfu.ru