Но и научные знания о сложных сферах культуры, накопивших удивительные духовно-ценностные богатства, помогают эстетическому и художественному развитию личности. Они помогают формировать интерес к этим духовным сферам, учат понимать и ценить их огромное значение, их особенности: особенности их «устройства» и работы, условий и способов их воздействия на людей и, с другой стороны, непростого приобщения самих людей к миру эстетических ценностей, идеалов и чувств, к миру художественных образов, ассоциаций и переживаний. Например, современное искусство очень не похоже на традиционное, к тому же часто несет весьма сложную информацию, требует особого воспринимательского поведения, соучастия, специальной работы с языком и даже с конкретной художественной ситуацией. Чтобы такое искусство понимать, нужно много знать и об искусстве вообще, и о законах искусства новейшего. Всему этому учит современная эстетика. К счастью, нам, преподавателям эстетики, все реже приходится «биться головой об стенку» – агитировать «за эстетику», доказывать ее необходимость. Мы с радостью видим, как все большее число университетских студентов заинтересованно учатся понимать и классическое, и модерное искусство. Как они активно соучаствуют в интенсивной художественной жизни культурной столицы Урала и как они внимательно и вдумчиво вникают в предлагаемые им эстетические знания, начало которым положили (вдумайтесь!) еще более 2500 лет назад такие великие мыслители, как Пифагор, Сократ, Платон и Аристотель. А ведь и после них глубоко размышляли о мире эстетических ценностей и мире искусства самые гениальные представители человечества. В том числе наши великие соотечественники, художники и ученые, начиная с Ломоносова и Тредиаковского, Пушкина и Белинского и кончая нашими блистательными современниками: философами-эстетиками А.Ф. Лосевым и М.С. Каганом, филологами-эстетиками С.С. Аверинцевым и Ю.М. Лотманом, поэтом
И. Бродским, композитором А. Шнитке, кинорежиссерами А. Тарковским и Ю. Норштейном.
Предлагаемые вниманию студентов университета и всех, кто хотел бы разобраться в основных проблемах эстетики, материалы заключают в себе осмысление и обобщение в доступной форме многовекового опыта эстетики, ее проблем, категорий, идей и исследовательских подходов, а также нередких в истории эстетики дискуссий. При этом, не буду скрывать, весь этот огромный информационный багаж осмыслен и обобщен, внутренне концептуально объединен на основе системы взглядов свердловско-екатеринбургской университетской (УрГУ) школы эстетики, созданной в конце 1950-х – начале 1960 годов Л.Н. Коганом и А.Ф. Еремеевым. Профессор Аркадий Федорович Еремеев (1933–2002) был создателем и бессменным руководителем кафедры эстетики Уральского госуниверситета с 1966 по 2000 год, а все, кто сегодня работает на этой кафедре и преподает эстетику в нынешнем УрФУ (как, впрочем, и в других вузах города и области), являются его учениками.
Предлагаемые материалы включают в себя:
- краткий курс лекций по основным проблемам эстетики;
- хрестоматию по эстетике, содержащую отрывки из научных текстов по освещаемым в курсе эстетики проблемам и выступающую дополнением данного курса, пособием, помогающим получить представление об имеющихся в эстетике теориях и подходах, освоить основы эстетических знаний. Кроме того, хрестоматия включает и ряд фрагментов художественно-литературных сочинений, так или иначе воплощающих соответствующие темы эстетической науки;
- коллекцию презентаций, включающих ряд художественных и логико-схематических иллюстраций, дающих представление о художественном материале данного курса, и основных логических схемах, в которые укладывается предлагаемая нами концепция эстетического и художественного;
- задания (кейсы) по программе курса – для аудиторной и самостоятельной работы с комментариями и библиографией для решения предложенных заданий;
- тесты для самостоятельного и/или аудиторного, совместного и/или индивидуального текущего контроля знаний во время изучения основ эстетической науки;
- вопросы для подготовки к итоговой отчетности.
Мы, авторы, очень надеемся, что наши материалы будут полезны в освоении непростой науки – философской эстетики. Понимая при этом, что – как и во всяком духовном освоении – путь к пониманию, к способности рассуждать, интерпретировать, оценивать многозначные эстетические и художественные явления лежит только через собственную духовно-творческую активность учащихся, через их диалог с наукой, ее текстами, субъектами и… самим собой. Мы считаем нашей основной целью – помочь этому диалогу «на почве эстетики» состояться, помочь заинтересованным студентам мыслить «в логике» нашей науки, видеть мир ее глазами.
Мы будем рады любым откликам на наши материалы, любым конструктивным замечаниям и предложениям по их улучшению. Желаем всем нашим читателям-студентам успехов на путях освоения одной из старейших в мире наук – эстетики.
Заведующий кафедрой этики, эстетики, теории и истории культуры, доктор философских наук,профессор Лев Абрамович Закс